SDR.KZ

Подготовка и проведение военных игр

Подготовка и проведение военных игр

 

Военная игра является одной из форм оперативно-тактической подготовки генералов, офицеров и штабов. В условиях академии проводятся, как правило, командно-штабные, реже командные военные игры.

Основная цель военной игры - приобретение или закрепление обучаемыми навыков в выполнении функциональных обязанностей определенных должностных лиц, а при участии штатных штабов - и первоначальное их слаживание. В ходе игры для более глубокой отработки тех или иных вопросов делаются оперативные паузы. Во время пауз может проводиться обсуждение отработанных вопросов и связанных с ними основных теоретических положений, заслушивание обоснования принятых решений и отданных распоряжений. Игра может начинаться и заканчиваться групповым упражнением, на котором все ее участники решают поставленные им вопросы в одной роли.

Таким образом, для военных игр характерна большая гибкость методики проведения. Организация их значительно проще, чем организация командно-штабных учений. Благодаря всему этому они предоставляют больше возможностей для обучения новому, чем командно-штабные учения, на которых основной упор делается на тренировку офицеров в пределах уже приобретенных ими знаний и навыков. Обычно военные игры предшествуют командно-штабным учениям, обеспечивая подготовку к ним.

В условиях академии, как правило, проводятся односторонние двухстепенные командно-штабные и командные военные игры. На командно-штабных играх участвуют командиры и штабы соответствующих инстанций, а на командных - только командиры (командующие) и начальники родов войск и служб. Причем игры проводятся как с профессорско-преподавательским, так и со слушательским составом: с преподавателями - обычно одни раз в год для исследования новых теоретических вопросов оперативного искусства и тактики и нахождения наиболее целесообразных способов их решения, со слушателями - при завершении определенного курса или всей программы обучения.

Ниже излагаются вопросы организации и проведения командно-штабных военных игр со слушателями.

*   *   *

Для руководства разработкой материалов военной игры приказом начальника академии за несколько месяцев до ее начала назначается руководитель игры. Создается авторский коллектив, который в последующем, при проведении игры, составляет основу штаба руководства.

Руководителем военной игры обычно назначается начальник одной из кафедр оперативно-тактической подготовки, по указанию которого и осуществляется вся подготовительная работа.

Подготовка исходных данных. Для разработки военной игры руководитель готовит исходные данные. Делает это он на основе тематической программы, требований наставлений и уставов, приказов и указаний Министра обороны и начальника академии с учетом подготовленности слушателей и недочетов, выявленных на ранее проведенных занятиях. К исходным данным относится следующее:

- тема, учебные цели и учебные вопросы;

- состав и организация обучаемых на игре;

- отправные данные для разработки оперативно-тактического замысла действий сторон;

- продолжительность игры и время ее проведения;

- состав руководства, посредников и подыгрывающей за противника группы;

- основные мероприятия по материально-техническому обеспечению игры;

- время, место и основные вопросы разбора игры.

Тема игры обычно указывается в тематической программе. Руководитель раскрывает ее содержание и определяет основные учебные цели и учебные вопросы таким образом, чтобы достигалась правильная последовательность обучения и углублялись, совершенствовались ранее полученные слушателями знания по тактике и оперативному искусству.

Учебные цели формулируются сначала для управления обучаемых в целом, а затем для каждой категории обучаемых в отдельности. От того, насколько правильно определены учебные цели, во многом зависит возможность отработки новых, наиболее важных вопросов тактики и оперативного искусства и достижение высоких результатов проведения игры.

Учебные вопросы формулируются таким образом, чтобы они полностью обеспечивали достижение поставленных учебных целей.

Определяя состав и организацию обучаемых, руководитель должен стремиться к тому, чтобы все слушатели принимали активное участие в игре на всех ее этапах. Это достигается путем создания нескольких параллельно играющих управлений и предельного сокращения их состава. На ряде последних военных игр, проведенных в академии со слушателями третьих курсов, обычно формировалось, три-пять полевых армейских управлений, каждому из которых подчинялось три-четыре дивизионных управления. При проведении игр в тактическом звене формировались соответственно дивизионные и полковые управления. При этом слушатели назначались толь­ко на основные, наиболее активные должности.

Отправными данными для разработки оперативно-тактического замысла, которые указывает руководитель игры авторскому коллективу, являются: театр военных действий и противник; общий характер действий сторон по исходной обстановке; общее соотношение сил и средств; общий характер действий сторон в ходе боевых действий; рубежи (районы) розыгрыша этапов (тактических эпизодов) и другие данные.

Театр военных действий и противник определяются исходя из темы и учебных целей игры.

Операционные направления выбираются таким образом, чтобы можно было отработать все намеченные учебные вопросы и обеспечить полное достижение учебных целей.

В качестве противника берется обычно одна из армий наших вероятных противников. Состав и группировка его войск определяются с учетом их реальной дислокации в мирное время и опыта учений таким образом, чтобы успех - наших войск достигался не в результате подавляющего превосходства в силах и средствах, а благодаря умелым действиям, военному искусству.

Время проведения и продолжительность военной игры намечаются при планировании учебного процесса на соответствующий семестр обучения слушателей. В условиях академии игра проводится обычно в течение двух-трех суток.

Состав руководства и посредников определяется с таким расчетом, чтобы обеспечить высококачественное проведение игры. Если она будет вестись параллельно в нескольких армейских (дивизионных) управлениях, то в руководство помимо руководителя, его заместителя и помощников играющим управлениям включаются помощники руководителя по авиации, родам войск, специальным войскам и службам, а также штаб руководства в составе обычно трех групп: оперативной, подыгрывающей за противника и подготовки разбора.

Помощники руководителя по играющим управлениям, как правило, являются и старшими посредниками при командующем (командире), а помощники, но авиации, родам войск, специальным войскам и службам - старшими посредниками по своим войскам и службам.

В заключение указаний авторскому коллективу руководитель игры дает отправные данные, необходимые для создания аппарата посредников, для планирования материально-технического обеспечения и подготовки разбора.

Подготовка военной игры включает разработку учебных материалов, подготовку руководства, посредников и слушателей, оборудование мест игры и создание системы связи, организацию материально-технического обеспечения, а также подготовку материалов для проведения разбора.

Разработка учебных материалов. Для военной игры обычно разрабатываются: календарный план подготовки, оперативно-тактический замысел, тактическое (оперативно-тактическое) задание, организационные указания, план проведения игры, частные планы начальников родов войск и служб, план организации связи руководства и документы СУВ.

Календарный план подготовки игры включает перечень всех ос