SDR.KZ

Подготовка и проведение военных игр

Подготовка и проведение военных игр

 

Военная игра является одной из форм оперативно-тактической подготовки генералов, офицеров и штабов. В условиях академии проводятся, как правило, командно-штабные, реже командные военные игры.

Основная цель военной игры - приобретение или закрепление обучаемыми навыков в выполнении функциональных обязанностей определенных должностных лиц, а при участии штатных штабов - и первоначальное их слаживание. В ходе игры для более глубокой отработки тех или иных вопросов делаются оперативные паузы. Во время пауз может проводиться обсуждение отработанных вопросов и связанных с ними основных теоретических положений, заслушивание обоснования принятых решений и отданных распоряжений. Игра может начинаться и заканчиваться групповым упражнением, на котором все ее участники решают поставленные им вопросы в одной роли.

Таким образом, для военных игр характерна большая гибкость методики проведения. Организация их значительно проще, чем организация командно-штабных учений. Благодаря всему этому они предоставляют больше возможностей для обучения новому, чем командно-штабные учения, на которых основной упор делается на тренировку офицеров в пределах уже приобретенных ими знаний и навыков. Обычно военные игры предшествуют командно-штабным учениям, обеспечивая подготовку к ним.

В условиях академии, как правило, проводятся односторонние двухстепенные командно-штабные и командные военные игры. На командно-штабных играх участвуют командиры и штабы соответствующих инстанций, а на командных - только командиры (командующие) и начальники родов войск и служб. Причем игры проводятся как с профессорско-преподавательским, так и со слушательским составом: с преподавателями - обычно одни раз в год для исследования новых теоретических вопросов оперативного искусства и тактики и нахождения наиболее целесообразных способов их решения, со слушателями - при завершении определенного курса или всей программы обучения.

Ниже излагаются вопросы организации и проведения командно-штабных военных игр со слушателями.

*   *   *

Для руководства разработкой материалов военной игры приказом начальника академии за несколько месяцев до ее начала назначается руководитель игры. Создается авторский коллектив, который в последующем, при проведении игры, составляет основу штаба руководства.

Руководителем военной игры обычно назначается начальник одной из кафедр оперативно-тактической подготовки, по указанию которого и осуществляется вся подготовительная работа.

Подготовка исходных данных. Для разработки военной игры руководитель готовит исходные данные. Делает это он на основе тематической программы, требований наставлений и уставов, приказов и указаний Министра обороны и начальника академии с учетом подготовленности слушателей и недочетов, выявленных на ранее проведенных занятиях. К исходным данным относится следующее:

- тема, учебные цели и учебные вопросы;

- состав и организация обучаемых на игре;

- отправные данные для разработки оперативно-тактического замысла действий сторон;

- продолжительность игры и время ее проведения;

- состав руководства, посредников и подыгрывающей за противника группы;

- основные мероприятия по материально-техническому обеспечению игры;

- время, место и основные вопросы разбора игры.

Тема игры обычно указывается в тематической программе. Руководитель раскрывает ее содержание и определяет основные учебные цели и учебные вопросы таким образом, чтобы достигалась правильная последовательность обучения и углублялись, совершенствовались ранее полученные слушателями знания по тактике и оперативному искусству.

Учебные цели формулируются сначала для управления обучаемых в целом, а затем для каждой категории обучаемых в отдельности. От того, насколько правильно определены учебные цели, во многом зависит возможность отработки новых, наиболее важных вопросов тактики и оперативного искусства и достижение высоких результатов проведения игры.

Учебные вопросы формулируются таким образом, чтобы они полностью обеспечивали достижение поставленных учебных целей.

Определяя состав и организацию обучаемых, руководитель должен стремиться к тому, чтобы все слушатели принимали активное участие в игре на всех ее этапах. Это достигается путем создания нескольких параллельно играющих управлений и предельного сокращения их состава. На ряде последних военных игр, проведенных в академии со слушателями третьих курсов, обычно формировалось, три-пять полевых армейских управлений, каждому из которых подчинялось три-четыре дивизионных управления. При проведении игр в тактическом звене формировались соответственно дивизионные и полковые управления. При этом слушатели назначались толь­ко на основные, наиболее активные должности.

Отправными данными для разработки оперативно-тактического замысла, которые указывает руководитель игры авторскому коллективу, являются: театр военных действий и противник; общий характер действий сторон по исходной обстановке; общее соотношение сил и средств; общий характер действий сторон в ходе боевых действий; рубежи (районы) розыгрыша этапов (тактических эпизодов) и другие данные.

Театр военных действий и противник определяются исходя из темы и учебных целей игры.

Операционные направления выбираются таким образом, чтобы можно было отработать все намеченные учебные вопросы и обеспечить полное достижение учебных целей.

В качестве противника берется обычно одна из армий наших вероятных противников. Состав и группировка его войск определяются с учетом их реальной дислокации в мирное время и опыта учений таким образом, чтобы успех - наших войск достигался не в результате подавляющего превосходства в силах и средствах, а благодаря умелым действиям, военному искусству.

Время проведения и продолжительность военной игры намечаются при планировании учебного процесса на соответствующий семестр обучения слушателей. В условиях академии игра проводится обычно в течение двух-трех суток.

Состав руководства и посредников определяется с таким расчетом, чтобы обеспечить высококачественное проведение игры. Если она будет вестись параллельно в нескольких армейских (дивизионных) управлениях, то в руководство помимо руководителя, его заместителя и помощников играющим управлениям включаются помощники руководителя по авиации, родам войск, специальным войскам и службам, а также штаб руководства в составе обычно трех групп: оперативной, подыгрывающей за противника и подготовки разбора.

Помощники руководителя по играющим управлениям, как правило, являются и старшими посредниками при командующем (командире), а помощники, но авиации, родам войск, специальным войскам и службам - старшими посредниками по своим войскам и службам.

В заключение указаний авторскому коллективу руководитель игры дает отправные данные, необходимые для создания аппарата посредников, для планирования материально-технического обеспечения и подготовки разбора.

Подготовка военной игры включает разработку учебных материалов, подготовку руководства, посредников и слушателей, оборудование мест игры и создание системы связи, организацию материально-технического обеспечения, а также подготовку материалов для проведения разбора.

Разработка учебных материалов. Для военной игры обычно разрабатываются: календарный план подготовки, оперативно-тактический замысел, тактическое (оперативно-тактическое) задание, организационные указания, план проведения игры, частные планы начальников родов войск и служб, план организации связи руководства и документы СУВ.

Календарный план подготовки игры включает перечень всех основных мероприятий с указанием исполнителей и сроков, а также лиц, ответственных за контроль исполнения. Форма этого плана произвольная.

Оперативно-тактический замысел является основным документом руководства игрой. В нем отражаются исходная оперативно-тактическая обстановка и в общих чертах намечаемый ход боевых действий. Розыгрыш ведется по решениям играющих, поэтому чрезмерная детализация замысла нецелесообразна и даже вредна, так как в этом случае руководство и посредники вольно или невольно будут стремиться осуществить разработанный план действий, навязать свои решения играющим, что приведет к снижению качества отработки учебных вопросов.

Замысел игры разрабатывается на одну ступень выше объединения (соединения), за которое действуют обучаемые. Он должен соответствовать существующим взглядам на ведение боевых действий обеими воюющими сторонами, создавать сложную обстановку для принятия решений обучаемыми в ходе всей игры и обеспечивать возможность поучительной отработки учебных вопросов.

В последнее время замысел оформляется чаще всего в виде текстуального документа с приложением карты. Можно разрабатывать его на карте, а все что нельзя изобразить графически, записывать в текстуальном приложении - легенде.

Исходная обстановка должна отражать общин характер предыдущих действий, состав и положение войск, степень воздействия на них ядерным я химическим оружием и авиацией, радиационную обстановку, а также характер боевых действий, состав, положение и состояние соединении и частей к началу игры. Нужно, чтобы исходная обстановка обеспечивала напряженную работу всех обучаемых с самого начала игры.

Характер действий войск по этапам (тактическим эпизодам) находит свое отражение в решениях старших начальников на предстоящие боевые действия, представленных на игре фронтовыми, армейскими или дивизионными управлениями, за которые действует руководство. Для разработки этих решений определяются районы (рубежи) предполагаемого розыгрыша этапов (тактических эпизодов) игры, в общих чертах положение и характер действий войск обеих сторон, боевые задачи объединений (соединений), за которые действуют обучаемые, а также задачи соседей. При расчете времени намечается ориентировочная продолжительность каждого этапа игры но астрономическому и оперативному времени. Поскольку на военной игре разыгрываются не все боевые действия поиск, а лишь те, которые необходимы для отработки намеченных учебных вопросов, между этапами (тактическими эпизодами) обычно бывают скачки оперативного времени, а также оперативные паузы. В связи с этим в целом по игре оперативное и астрономическое время по количеству часов не совпадает. Однако при розыгрыше того или иного эпизода, для того чтобы поставить командиров и штабы в реальные условия, оперативное и астрономическое время по количеству часов должно совпадать. Только таким путем может быть обеспечена должная напряженность в работе командиров и штабов, соответствующая реальной боевой обстановке.

Замысел подписывается руководителем игры и начальником штаба руководства и утверждается начальником академии.

Тактическое (оперативно-тактическое) задание является основным документом для подготовки обучаемых к игре. Оно разрабатывается на основе замысла и вручается слушателям за несколько суток до начала игры. Состоит задание из текстуальной части и карты исходной обстановки.

В соответствии с создаваемой для игры исходной обстановкой в задании указывается общая и частная обстановка: сведения о силе, составе, группировке и характере действий противника; положение и характер действий объединения (соединения), в которое входят играющие управления; положение, состав и характер действий объединения (соединения, части), за которое играют обучаемые (с подробностью на одну-две ступени ниже); задачи, выполняемые ядерным оружием и другими средствами массового поражения, авиацией, артиллерией и средствами ПВО по решению старших начальников в интересах играющих объединений (соединений).

Боевая задача играющего объединения (соединения), с решения которой начинается военная игра, доводится до обучаемых обычно выпиской из оперативной директивы (боевым приказом) старшего начальника, т. е. руководителя игры. Вторая ступень (дивизионные, полковые управления) получает боевую задачу позже, после принятия решения соответствующим командующим (командиром), А чтобы не было у нее паузы, исходной обстановкой предусматривается необходимость отдачи предварительных распоряжений войскам.

Организационные указания разрабатываются в целях своевременной и всесторонней подготовки к игре. Они касаются прежде всего руководства и посредников, учебного отдела и ряда служб академии. До слушателей доводятся лишь срок проведения игры, роли, в которых они будут выступать (объявляются обычно не позже чем за 10-15 дней до игры), а также время вручения тактического (оперативно-тактического) задания.

Оформляются организационные указания обычно в виде приказа или приказания по академии, в котором указывается следующее;

- время проведения военной игры;

- состав руководства и посредников;

- состав и организация обучаемых;

- размещение руководства, посредников и играющих:

- мероприятия но материально-техническому обеспечению игры;

- порядок организации связи и скрытого управления;

-- порядок подготовки руководства и посредников.

План проведения игры является основным рабочим документом руководства. Он разрабатывается обычно в виде текстуального документа произвольной формы.

В плане указываются: тема и учебные цели; общий характер действий своих войск и противника; этапы игры, их содержание и продолжительность; учебные вопросы каждого этана; возможный характер вводных и ожидаемые действия обучаемых но этим вводным; работа руководства и посредников.

Этапы игры, содержание и количество учебных вопросов в каждом из них руководитель определяет на основе темы и учебных целей. При этом он исходит из того, что каждый этап должен включать отработку вопросов, охватывающих определенный период деятельности войск, командующего, командира и штаба но управлению войсками. Учебные вопросы каждого этапа должны отряжать наиболее важные моменты этой деятельности.

Поскольку розыгрыш ведется по решениям играющих, вводные разрабатываются лишь в гамом общем виде, а уточняются уже на игре. Обычно в них оказывается общий характер действий сторон, решение старшего начальника, действия соседей и положение войск играющих.

Чтобы создать у обучаемых реальное представление о динамичности современных боевых действий, обстановка наращивается не только при даче соответствующих вводных, но и в промежутках между ними. С этой целью наряду с планом проведения игры разрабатывается специальное приложение - план наращивания обстановки, в котором указывается, какие данные о противнике, своих войсках и соседях когда и кем даются.

На основе плана игры помощники руководителя по родам войск и службам составляют частные планы, в которых определяется порядок отработки учебных вопросов по соответствующим войскам и службам.

План проведения игры подписывается начальником штаба и утверждается руководителем игры.

Для исследовательских военных игр кроме плана проведения игры разрабатывается план исследования с приложением частных планов исследования по видам вооруженных сил и родам войск.

Подготовка руководства и посредников. Цель подготовки офицеров руководства и посреднического аппарата - изучить или повторить вопросы теории военного искусства, организацию войск, тактико-технические свойства и боевое применение вооружения (как своего, так и противника), изучить материалы игры и отработать методику ее проведения, а также подготовиться к выполнению своих функциональных обязанностей по игре.

Прежде всего офицеры руководства и посредники самостоятельно изучают требования приказа Министра обороны о боевой и политической подготовке, директиву по оперативной подготовке, соответствующие разделы уставов и наставлений, материалы игр и учений, проведенных в войсках, периодическую военную литературу по теме игры, организацию войск, их вооружение. Для глубокого изучения новых или наиболее сложных вопросов темы игры читаются лекции, делаются научно-технические информации, проводятся групповые упражнения, решаются летучки.

Самостоятельная подготовка руководства и посредников завершается изучением всех разработанных материалов игры. После этого руководитель разыгрывает с офицерами возможные варианты решений обучаемых по этапам (наиболее важным эпизодам) игры.

Опыт показывает, что розыгрыш основных вводных с оценкой обстановки, принятием решений и отдачей распоряжений офицерами руководства и посреднического аппарата, а также с отработкой всех вопросов методики является важнейшим мероприятием, без которого невозможно высококачественная подготовка, а следовательно, и проведение военной игры.

Подготовка слушателей. Готовясь к игре, слушатели прежде всего самостоятельно изучают рекомендованную литературу и углубляют теоретические знания по теме предстоящей игры. Для решения возникающих при этом вопросов кафедры организуют консультации преподавателей.

С объявлением ролей и с получением тактического (оперативно-тактического) задания слушатели тщательно изучают общую и частную обстановку и готовятся к выполнению своих функциональных обязанностей. Если в задании помимо общей и частной обстановки поставлена также боевая задача, то все обучаемые принимают решение на операцию в роли командующего (командира) и подготавливают необходимые расчеты по обеспечению выполнения этого решения.

Помощники руководителя по армейским управлениям и посредники контролируют подготовку слушателей к игре. Они знакомятся с тем, что сделано обучаемыми, при необходимости уточняют и дополняют данные исходной обстановки.

В целях обеспечения высококачественной подготовки к игре проводится обычно собрание партийной организации.

Подготовка мест для проведения игры и создание системы связи. Для организованного проведения игры заблаговременно определяется порядок размещения руководства, посредников, армейских и дивизионных управлений, оборудуются рабочие места (классы) и создается система связи. При этом предусматривается не только создание необходимых условий для работы, но и исключение личного общения между играющими различных инстанций в тех случаях, когда это будет невозможно но оперативной обстановке. Связь организуется таким образом, чтобы каждое дивизионное (полковое) управление имело со старшим начальником не менее двух каналов связи. В целях сохранения военной тайны принимаются все меры для изоляции учебной связи от городской телефонной сети. Связь руководства и посредников на военных играх в условиях академии обычно не развертывается. Руководство играющими осуществляется путем личного общения, а также путем использования их системы связи.

Проведение игры. Игра обычно начинается с вручения обучаемым боевого распоряжения (выписки из оперативной директивы), в котором соединению (объединению) указывается боевая задача. Если же она была указана в тактическом (оперативно-тактическом) задании, то игру начинают объявлением оперативного времени, после чего слушатели приступают к исполнению своих функциональных обязанностей.

Для того, чтобы повысить активность обучаемых, часто первоначально все они ставятся в роль командующего (командира). Решения, которые они принимают, разбираются в группах под руководством начальника группы (тактического руководителя) и только после этого объявляется, кто из слушателей будет на игре выступать в роли командующего (командира). Целесообразно на эту роль назначить слушателей, принявших наиболее обоснованное решение по исходной обстановке. Затем все действия обучаемых регламентируются оперативно-тактической обстановкой, созданной для игры.

Усилия руководства и посредников в ходе игры должны быть направлены прежде всего на максимальное приближение действий обучаемых к работе командиров и штабов в условиях реальной боевой обстановки. С этой целью по каждой вводной обстановка наращивается таким образом, чтобы сведения о своих войсках, противнике, местности и другие данные играющие получали по тем же каналам, что и в реальных боевых условиях (в результате личных наблюдений, из донесений и докладов подчиненных, из информации старших начальников и соседей, от разведывательных органов и т. д.), причем с соблюдением всех правил скрытого управления войсками. Необходимо исключать поступление к обучаемым полных и тем более обобщенных данных обстановки. Слушатели должны принимать решения в сложных условиях, когда не все данные известны, а имеющиеся иногда противоречивы. Это требует от играющих всестороннего анализа обстановки, глубокого знания тактики, организации и вооружения противника, умения предвидеть ход боевых действий.

Обстановка по каждой вводной должна создавать реально возможные в боевых условиях трудности (потери войск, выход из строя пунктов управления, нарушение связи, уничтожение материальных запасов и т. д.). При этом достигается не только обучение слушателей управлению войсками в сложных условиях современной войны, но и воспитание у них решительности, инициативности, готовности принять на себя ответственность за принятое решение.

Создаваемая обстановка должна быть настолько сложной, чтобы не исключалась возможность принятия нескольких решений. Но при последующем анализе их слушатели должны прийти к одному, наиболее целесообразному решению.

В отдельных случаях для экономии времени принимается другой метод: исключается сбор данных обстановки обычным порядком, обстановка дается одновременно во все инстанции, и играющим остается только оценить ее, принять решение и отдать соответствующие распоряжения.

Как было указано выше, все вводные, подготавливаемые в общем виде при разработке игры, уточняются в ходе ее с учетом решений играющих, а также подыгрывающей группы. Однако это не значит, что руководитель игры не оказывает никакого влияния на действия обучаемых, что если принято даже нецелесообразное решение, то корректировать его нельзя и можно ограничиться лишь «наказанием»: не дать успеха, нанести большие потери и т. д. Конечно, так действовать можно и нужно в том случае, когда недостатки решения незначительны, когда они не приведут к существенному изменению хода последующих боевых действий, не сорвут отработку запланированных учебных вопросов. Бели же решение ошибочно, то руководитель игры обязан своевременно подправить его. И это не будет отходом от действий командиров и штабов в реальных боевых условиях. Ведь когда в боевой обстановке подчиненный принимает нецелесообразное решение, то старший начальник вносит в него коррективы и только после этого утверждает его. Тем более так нужно поступать на игре, на которой мы не только тренируем, но и учим слушателей. Способы внесения коррективов в решения играющих, конечно, должны быть различными и соответствовать создавшейся обстановке.

Особо важным в работе руководителя игры, его помощников и старших посредников является заслушивание и утверждение решений играющих. Это можно делать в рабочей обстановке, без выключения оперативного времени, по отдельным армейским (дивизионным) управлениям во время объявления решения командующим (командиром) или на специальном сборе играющих вне оперативного времени, Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки.

Заслушивание решения в рабочей обстановке позволяет экономить время и приближается по форме к условиям работы командира в реальной боевой обстановке. Однако при этом снижается поучительность отработки вопросов принятия решения, так как присутствуют обычно не все играющие. Заслушивание решения на специальном сборе свободно от такого недостатка, по требует значительного расхода времени.

Руководитель в соответствии с планом проведения игры применяет тот или иной способ заслушивания решения. Весьма важно, чтобы в любом случае не подавлялось самостоятельное мышление обучаемых, их стремление проявить инициативу, чтобы у них крепла уверенность в своих силах. Руководитель игры должен всегда оценить разумное творчество обучаемых, их попытки избежать шаблона, умело поощрять слушателей, принявших наиболее целесообразные решения и энергично проводящих их в жизнь.

Промахи, которые допускаются обучаемыми, исправляются прямыми указаниями старшего начальника лишь в исключительных случаях, когда другие способы влияния на решение не приводят к желаемому результату. При необходимости уточнения или даже изменения решения лучше всего привести самих играющих к этой мысли, потребовав от них соответствующих расчетов, более глубокой оценки чех или иных факторов обстановки, выдав им дополнительные данные о противнике, соседях, своих войсках и т. д.

После утверждения решения командующий (командир) и штаб продолжают работу по организации операции (боя), командир и штаб подчиненной инстанции приступают к выработке своего решения. Руководитель игры со своими помощниками и штабом в это время всесторонне анализирует решения, принятые играющими и подыгрывающей группой, делает указания о порядке доработки следующей вводной.

При анализе решений обучаемых особое внимание уделяется правильности использования ядерного и химического оружия, а также организации борьбы со средствами массового поражения. Руководитель сопоставляет решения играющих и подыгрывающей группы и определяет, кому из них и какой дать успех. Для достижения учебных целей он влияет на ход игры в нужном направлении, используя средства поражения, имеющиеся у него как у старшего начальника, а также прибегая к помощи подыгрывающей группы.

По разработанной вводной производится розыгрыш с посредниками. При этом преследуется цель - уточнить все детали вводной, принять решение по ней за играющих и оценить его, отработать методику подачи вводной и оценки работы обучаемых. Вся эта работа требует довольно значительного времени. Однако, как показывает опыт, розыгрыш с посредниками новой вводной обычно удается осуществить за то время, в течение которого слушатели завершают организацию боя по предыдущей вводной. Поэтому надобности в паузах для разработки следующих ходов игры обычно не возникает.

В промежутках между вводными посредники наращивают обстановку в соответствии с планом проведения игры. Изменения обстановки, которые даются при этом, не должны требовать внесения значительных коррективов в принятое решение; они рассчитываются на отдачу отдельных распоряжении по борьбе со средствами массового поражения и по поражению различных объектов на поле боя, на постановку дополнительных задач разведке и т. д.

Глубокое усвоение учебных вопросов на военной игре решающим образом зависит от количества вводных. Необходимо учитывать, что сбор данных обстановки, их оценка, принятие решения и постановка задач требуют определенного времени: для опытных штабов - меньшего, для импровизированных штабов, созданных из слушателей, - большего.

В связи с этим для полной отработки всех учебных вопросов нужно давать не более одной вводной в день (на 8-10 рабочих часов).

Игра в условиях академии обычно проводится только в дневное время - с 9.00 до 20.00. Практика подтверждает целесообразность такого рабочего дня: возможность нормального ночного отдыха позволяет более продуманно решать вопросы, продуктивно и напряженно работать в дневное время как играющим, так и руководству и посредникам.

Принятие решения за командующего (командира) всеми участниками игры практикуется не только в начале, но и в ходе игры. Это делает ее более интересной и поучительной, повышает активность играющих. Для разбора принятых решений делается оперативная пауза. Заслушивание решений с обоснованиями осуществляется обычно в каждом играющем управлении старшими посредниками, помощниками руководителя и руководителем. Глубокий анализ решений и обсуждение в связи с этим тех или иных теоретических вопросов способствуют развитию творческого мышления обучаемых и углублению их знаний, но оперативному искусству и тактике.

Общая продолжительность оперативных пауз составляет, как показывает опыт, около 50% времени, отводимого на игру.

При наличии нескольких, параллельно играющих армейских (дивизионных) управлений, основная роль в ведении розыгрыша хода боевых действий принадлежит помощникам руководителя игры по этим коллективам. В таком случае руководитель со своим штабом осуществляют лишь общее руководство игрой, участвуя в заслушивании решений обучаемых, подготавливая следующие вводные с учетом решений играющих и подыгрывающей группы, контролируя действия играющих и посредников. Кроме того, они подготавливают общий разбор. Помощники руководителя по армейским (дивизионным) управлениям уточняют подготовленные штабом руководства вводные в соответствии с особенностями решения своего командующего (командира), производят розыгрыш сводных с посредниками, осуществляют наращивание обстановки, ведут контроль за действиями играющих, заслушивают и утверждают их решения. Важнейшей обязанностью помощников руководителя и посредников является своевременное представление в группу разбора своих замечаний о работе обучаемых.

В ходе игры каждый офицер руководства и посреднического аппарата ведет рабочую карту, на которой должны быть все необходимые для него сведения об обстановке на данный момент и о решениях играющих.

Одним из важных вопросов, отрабатываемых на военной игре, является обеспечение устойчивости управления войсками и поддержание их боеспособности в условиях применения обеими сторонами средств массового поражения. Ни в коем случае нельзя подходить с разной меркой к определению потерь от ядерных и химических ударов, наносимых противником и нашими войсками. В этом вопросе не должно быть никаких натяжек. Потери обеих сторон следует давать на основе совершенно объективных расчетов.

На игре обучаемые должны научиться поддерживать непрерывное управление войсками при выходе из строя передового командного или командного пункта, отделов штаба, начальников родов войск и служб, командующего (командира). Вместо выбывших из строя назначаются другие слушатели, что обеспечивает более широкое участие обучаемых в решении оперативных (тактических) вопросов.

Разбор игры. Для полного достижения учебно-воспитательных целей военной игры особое значение имеет поучительность разбора. В его разработке принимают участие все руководство и посредники. Оформляется он группой разбора.

Проводится разбор обычно через один-два дня после окончания игры, с тем, чтобы дать возможность руководству завершить его подготовку.

В материалах разбора указываются; тема игры, учебные цели, этапы и основные учебные вопросы, излагаются замысел действий сторон и ход боевых действий с анализом решений играющих по каждой вводной. Решения и действия обучаемых надо анализировать объективно и всесторонне, выводы должны быть убедительными. Очень важно, чтобы после разбора у слушателей не осталось никаких неясных вопросов,

Теоретические вопросы, связанные с темой игры, как показывает опыт, наиболее целесообразно излагать одновременно с докладом замысла и разбором хода боевых действий. Однако возможен и другой вариант, когда все основные теоретические положения группируются вместе и даются в начале или в конце разбора.

В заключение разбора руководитель игры излагает методику ее подготовки и проведения, дает оценку работ играющих.

*  *  *

Командные военные игры проводятся в академии с целью тренировки слушателей в роли командующих (командиров) быстро и самостоятельно (без помощников и офицеров штаба) принимать обоснованные решения, четко их формулировать, ясно и предельно кратко ставить задачи, организовать взаимодействие и обеспечение.

На односторонней двухстепенной командной игре в звене армия - дивизия состав обучаемых может быть ограничен семью-десятью человеками (только командующий армией и командиры соединений). Такое количество участников дает возможность проводить игру в одной учебной группе (двухстороннюю игру - в двух группах). Если количество слушателей больше числа командных должностей, то на наиболее активные соединения можно назначать по два-три командира, каждый из которых решает задачу самостоятельно.

Важное преимущество командной военной игры заключается в том, что все ее участники находятся на активных должностях и поэтому получают от игры максимальную пользу.

Методика проведения таких игр предельно проста. Обучаемым накануне игры или с ее началом вручается оперативно-тактическое задание, и они приступают к исполнению своих функциональных обязанностей. Руководитель (преподаватель) направляет и контролирует работу играющих, при необходимости в роли старшего начальника вносит соответствующие коррективы в их решения и действия. Для проведения частных разборов, обсуждения теоретических вопросов и действий, обучаемых он выключает оперативное время. После окончания игры проводится общий разбор.

Таким образом, командная военная игра имеет много общего и с командно-штабной игрой, и с групповым упражнением. Однако в отличие от командно-штабной игры она наилучшим образом обеспечивает отработку самостоятельных действии командиров при принятии решения, организации операции (боя) и управлении боевыми действиями войск. От группового упражнения командная военная игра отличается тем, что на ней слушатели выступают не в одной роли. Это позволяет более полно и всесторонне отработать вопросы подготовки и ведения боя и операции.

В условиях академии проводятся двухсторонние военные игры, когда обучаемые делятся на две противоположные стороны, каждая из которых действует по организации и тактике (оперативному искусству) наших войск. Ввиду этого надобность в подыгрывающей группе отпадает. Такие игры позволяют более полно отработать боевые действия обеих воюющих сторон. Однако их организация и проведение значитель­но сложнее, чем односторонних игр, они требуют большого количества офицеров для создания аппарата руководства и посредников. В ходе двухсторонних игр неизбежны довольно длительные паузы, без которых невозможно проанализировать решения обеих сторон, выработать следующий ход и разыграть его с посредниками. Недостатком этих игр является и то, что на них не изучаются организация, вооружение и тактика действий армии вероятного противника.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ В АКАДЕМИИ.

Учебный год в академии обычно завершается командно-штабными учениями. В ходе их слушатели отрабатывают те вопросы учебной программы, которые не изучались на летучках, групповых упражнениях и военных играх.

В условиях академии командно-штабные учения существенно отличаются от аналогичных учений в войсках, как по цели, так и по методике их проведения. Около 50% должностей, на которых работают слушатели, не соответствуют профилю академии. Связь на учении осуществляется нештатными подразделениями. Все это налагает определенную специфику на организацию и методику проведения КШУ в академии.

Прежде всего, следует определить, в чем же заключается цель командно-штабных учений со слушателями академии?

На семинарских занятиях и на групповых упражнениях в ходе отработки тактических задач слушатели изучают теорию современного общевойскового боя, методы и приемы управления войсками в бою, обязанности должностных лиц управления соединения (части) и методы выполнения этих обязанностей. На этих занятиях слушатели не могут составить себе полного представления о том, как на практике осуществляется управление соединением или частью в целом, как организуется и ведется работа штаба в различных условиях боевой обстановки.

Основной целью командно-штабных учений является показ слушателям на практике организации и осуществления управления войсками в полевых условиях, показ организации и хода работы в бою управления части или соединения, как единого целого.

В ходе командно-штабных учений слушатели углубляют свои знания, но теоретическим вопросам современного общевойскового боя, совершенствуют свои командирские качества, обогащают опыт, приобретают навыки в управлении войсками, а также знакомятся с организацией и методикой проведения учений со штабами. Общие исходные данные для разработки КШУ те же, что и при разработке военных игр.

В нашей академии со слушателями проводятся односторонние двухстепенные командно-штабные учения на местности со средствами связи без обозначенных войск.

Исходными данными для разработки командно-штабного учения, как правило, являются тематический план, программа обучения и указания начальника академии.

Для организации и проведения командно-штабного учения создается руководство, назначаются посредники и определяется состав играющих. Количество и состав руководящего и посреднического аппарата определяются о зависимости от масштаба, темы, учебных целей командно-штабного учения и других условий.

Обычно руководство командно-штабным учением состоит из руководителя, старших посредников по родам войск и службам, штаба руководства.

Руководителем учения, как правило, является начальник кафедры оперативно-тактической подготовки.

Старшие посредники по родам войск и службам назначаются и; числа начальников кафедр родов войск и служб или их заместителей. В отдельных случаях в качестве старших посредников могут быть выделены наиболее подготовленные офицеры соответствующей кафедры того или иного рода войск или службы.

Начальником штаба руководства обычно является старший разработчик учения (преподаватель кафедры ОТП).

Штаб руководства создается по особому расчету в зависимости от масштаба командно-штабного учения. Для руководства двухстепенным командно-штабным учением его целесообразно иметь в следующем составе: начальник штаба, два офицера по ведению обшей карты проигрыша, два офицера, подыгрывающих за соседей и противника, два-три офицера по сбору и обработке материалов, поступающих от посредников для разбора.

Кроме того, на командно-штабное учение назначаются посредники при командирах соединений, частей и подразделений, начальниках родов войск и специальных войск, начальниках служб и штабах.

Посредниками назначаются преподаватели кафедр. Их задача - не только помогать руководителю в достижении учебных целей, но и обучать слушателей выполнять функциональные обязанности по соответствующим должностям. Для создания обстановки за низшие звенья из числа слушателей назначаются концевые посредники.

В состав играющих входят слушатели, назначенные на должности командиров соответствующих соединений, частей (подразделений), а также начальников и офицеров штабов, начальников родов войск и служб с их органами управления.

Подготовка командно-штабного учения начинается с того, что руководитель учения в качестве исходных данных указывает разработчику тему учения, общие учебные цели, продолжительность учения, состав обучаемых, состав штаба руководства и посреднического аппарата, а также район учения.

В соответствии с указаниями старший разработчик определяет объем работы, составляет календарный план подготовки учения и приступает к его выполнению.

Календарный план подготовки учения разрабатывается для того, чтобы всесторонне осуществить подготовку руководства, посредников и слушателей к предстоящему учению, а также в целях тщательной организации материально-технического обеспечения. Кроме того, наличие плана позволяет осуществить всесторонний контроль за подготовкой к учению.

В качестве мероприятий по подготовке учения, предусматриваемых планом, намечаются: разработка замысла учения и организационных указаний но подготовке к учению; рекогносцировка района учения; разработка плана проведения учения и задания; организация связи; материально-техническое обеспечение; проведение подготовки руководства, посреднического аппарата и слушателей, привлекаемых на учение; подготовка теоретической части разбора.

Замысел является основой для разработки и проведения учения. В нем отражено, как и в какой тактической обстановке намерен руководитель учения отработать учебные вопросы. В замысле указываются: тема учения, учебные цели, время проведения и этапы учения, их содержание и продолжительность: учебные цели и учебные вопросы этапов, важные вопросы по организации учения, состав штаба руководства, посреднический аппарат (откуда и в каком количестве он привлекается); исходная обстановка, которая должна отражать общий характер предыдущих действий, состав и положение войск сторон (на одну ступень выше обучаемых); степень воздействия на войска сторон ракетно-ядерным и химическим оружием, авиацией; радиационная обстановка к началу учения; характер боевых действий, состав, положение и состояние соединений, частей (подразделений).

Как правило, замысел учения разрабатывается на карте с соответствующими пояснениями и расчетами.

Тема учения охватывает организацию и ведение определенного вида боя. Учебные цели обычно являются едиными для всех слушателей.

Количество учебных целей в каждом конкретном случае будет зависеть от объема, темы, масштаба учения и степени подготовленности играющих. Правильное определение целей зависит от глубокого понимания природы современного боя, знания, уставов, наставлений, от учета степени подготовленности обучаемых.

Отдельные этапы учения определяются с учетом того, чтобы каждый из них охватывал такое количество учебных вопросов, отработкой которых заканчивалось бы выполнение целого комплекса мероприятий по подготовке боя или выполнение какой-то части общей боевой задачи. Это позволит наиболее точно спланировать учение и целеустремленно провести его.

Количество этапов учения и содержание каждого из них, определяются темой учения, боевой задачей, решаемой войсками, и временем, отводимым на учение.

Учебные вопросы для каждого этапа учения устанавливаются в соответствии с учебными целями. Они должны охватывать весь комплекс вопросов, связанных с выполнением соединением, частью (подразделением) определенной боевой задачи.

Замысел учения разрабатывается преподавателем кафедры оперативно-тактической подготовки совместно с преподавателями других кафедр. Общее руководство разработкой замысла учения осуществляет руководитель учения.

По мере готовности замысел обсуждается на кафедре оперативно-тактической подготовки с привлечением начальников других кафедр. После обсуждения замысел дорабатывается и представляется начальнику академии на утверждение.

Вместо организационных указаний отдается приказ по академии, в котором определяются: время проведения учения; состав руководства, посредников и обучаемых, порядок их подготовки и время готовности их к учению; материальное, техническое обеспечение; меры по скрытому управлению войсками и сохранению военной тайны.

Рекогносцировка района учения производится перед разработкой задания. Ее проводит руководитель учения с целью изучения характера и условий местности; уточнения исходной обстановки и задач войскам в соответствии с намеченным замыслом, а также этапов учения, районов предполагаемой отработки основных учебных вопросов, места расположения штаба руководства, места размещения пункта хозяйственного довольствия.

На основании уточненного, на местности замысла учения составляется план проведения учения и разрабатывается задание.

План проведения учения является основным документом, направляющим работу руководства на последовательное и целеустремленное выполнение всех учебных целей учения. В нем указываются: тема учения и учебные цели; состав обучаемых; тактический замысел; этапы учения, их основное содержание и предполагаемая продолжительность по астрономическому и оперативному времени, а также учебные вопросы, отрабатываемые на каждом этапе учения; намечаемый порядок работы руководителя и штаба руководства.

Наиболее вероятные решения слушателей, исполняющих должности командиров, в плане не указываются. В нем отражаются лишь основные мероприятия, проводимые штабом руководства и посредниками: постановка (доведение) боевых задач обучаемым и заслушивание их решений по исходной обстановке и в динамике боя, указывается ориентировочное время розыгрыша с посредниками, время окончания учения и проведения разбора. Все эти мероприятия излагаются в той последовательности, в которой они будут осуществляться в ходе учения, с указанием астрономического и оперативного времени.

Если астрономическое и оперативное время на том или ином этапе учения не совпадает, то для заполнения образующихся разрывов в оперативно-тактической обстановке между отрабатываемыми учебными вопросами и для переключения обучаемых в новую обстановку планом проведения учения предусматриваются оперативные скачки.

К плану проведения учения обычно прилагаются: список посредников; схема связи; план мероприятий по тыловому обеспечению учения; вводные, вручаемые обучаемым с начала учения, и время их вручения.

На основании этого плана начальники кафедр, входящие в состав группы управления, разрабатывают частные планы. В них, в соответствии с общими учебными целями учения, отражаются порядок и последовательность отработки специальных учебных вопросов по этапам учения. Вместе с тем в частных планах детализируется обстановка за рода войск и служб. Частные планы разрабатываются на карте с необходимой легендой или текстуально. Кроме того, отражаются необходимые распоряжения и указания по родам войск и службам.

Тактическое задание является исходным документом для действий обучаемых. Его содержание должно быть таким, чтобы оно могло ввести слушателей в обстановку и дать им необходимые отправные данные для принятия соответствующих решений.

Задание обычно включает: общую и частную обстановку, данные радиационной, химической, воздушной и инженерной обстановки, а также обстановки но ПВО, связи и тылу; боевые задачи войскам; справочные данные; указания играющим о том, что надо исполнить к началу игры.

Боевая задача войскам в тактическом задании указывается при условии, когда задание вручается слушателям с началом учения. В тех же случаях, когда тактическое задание вручается заблаговременно, боевая задача, а также указания вышестоящих начальников родов войск и служб доводятся до слушателей письменно (устно) с началом учения и, как правило, в виде боевого приказа.

Общая и частная обстановка излагается обычно в задании самостоятельными разделами. Сведения о воздушной, инженерной, радиационной и химической обстановке, а также об обстановке по ПВО, связи и тылу могут объединяться с общей и частной обстановкой или, в зависимости от масштаба и учебных целей учения, даваться в виде самостоятельных разделов задания.

Справочные данные в задании обычно излагаются отдельным разделом, где указываются только те сведения, которые не вошли в другие разделы.

Отдельным разделом в задании указывается, что должны исполнить слушатели до начала учения.

К заданию на учение могут прилагаться справки о нумерации частей и соединений своих войск и войск противника; справки о потерях, а также боевые распоряжения по родам войск и специальным службам.

Большой заботой руководителя являемся подготовка руководства и посредников. Для этого нужно много времени. Порядок подготовки к учению руководства и посредников может быть примерно следующим.

Вначале руководитель изучает со всем составом руководства замысел учения, план его проведения, организацию связи и основные организационные вопросы. Перед началом учения руководитель должен провести с посредниками на местности проигрыш всех этапов учения. Это позволит проверить правильность содержания плана и, если потребуется, внести в него необходимые исправления и уточнения, а главное хоро­шо подготовить посредников.

Все посредники на проигрыше ставятся в роли обучаемых офицеров. Для проведения занятий посредникам выдается лишь тактическое задание. Решение за обучаемых принимают и докладывают на местности посредники. Заслушав возможные решения, руководитель учения требует их обоснования. При этом он вскрывает как положительные, так и отрицательные стороны предлагаемых решений. В заключение руководитель производит краткий разбор, дополняя при необходимости доложенные решения другими возможными вариантами. Затем старшие посредники должны провести занятия с подчиненными им посредниками.

В результате всех подготовительных занятий посредники должны уяснить учебные поли, характер обстановки и положение войск при выполнении боевых задач, возможные решения слушателей и методические приемы создания сложной, обстановки. При этом посредники должны знать, что главная роль их на учении заключается в том, чтобы учить слушателей, а не быть простыми фиксаторами событий.

Подготовка руководства и посредников заканчивается обычно указанием руководителя о порядке, способах и сроках представления отчетов по ходу учения, порядке пользования связью и скрытом управлении войсками, о времени прибытия посредников к слушателям и о том, что должны сделать посредники до начала учения и т. д.

Поскольку в академии для проведения учений создаются импровизированные штабы и слушатели назначаются на различные должности (в том числе и на должности начальников родов войск и служб), то от них требуется дополнительная подготовка к исполнению своих функциональных обязанностей. Поэтому целесообразно назначать слушателей на должности по учению заблаговременно, примерно за две недели до начала учения. В это же время следует выдавать им тактическое задание. Преподаватели кафедр родов войск и служб должны конкретно готовить каждого слушателя к выполнению функциональных обязанностей.

Прежде чем начать учение, руководитель убеждается через посредников в том, что у играющих нет никаких неясных вопросов по исходной обстановке.

Учение может начаться по-разному: объявлением новой обстановки к определенному оперативному времени; объявлением решения или вручением приказа старшей инстанцией; вручением слушателям одновременно задания с исходной обстановкой н приказа старшей инстанции и, наконец, вручением слушателям только задания с исходной обстановкой, по которой немедленно требуется принять решение по собственной инициативе, без указаний на то старшего начальника.

Наиболее распространенным является метод, когда задание вручается слушателям до начала учения. Затем созданием новой обстановки или вручением боевого приказа с необходимыми приложениями (распоряжениями) по родам войск и службам начинается учение. При этом слушатели имеют возможность изучить заранее исходную обстановку, подготовиться для выполнения функциональных обязанностей, подготовить для работы карты, документы скрытого управления, выехать в район учений, организовать нужную связь и занять свои места по учению, поставить себя в условия, приближенные к реальной боевой обстановке.

Во всех перечисленных случаях первым результатом учения будет принятие решения и доведение его до подчиненных войск. Для этого слушателям предоставляется время.

В отдельных случаях руководитель учения, заслушав решение, может потребовать его обоснование. Если руководитель убедится, что решение является правильным и достаточно обоснованным, т. е. оно соответствует замыслу и сложившейся обстановке, он утверждает это решение. Если играющие примут неверное решение и поучительность розыгрыша может быть не достигнута, руководитель должен проиграть начальный этап решения путем выдачи серии вводных, в ходе решения которых слушатели могли бы понять свои ошибки и исправить решение.

В ходе работы командиров и штабов по подготовке боя руководство и посреднический аппарат непрерывно наращивают обстановку в соответствии с решением вышестоящей инстанции. Это делается для того, чтобы заставить слушателей заниматься не только вопросами организации предстоящего боя «в спокойной обстановке», но и управлять подчиненными войсками.

Сведения о противнике наращиваются последовательно по времени и пространству. Наращивая обстановку, посредники подводят слушателей к принятию того или иного решения в сроки, предусмотренные планом проведения учения. Нельзя наталкивать слушателей на принятие заранее определенного руководством решения.

Все действия обучаемых должны найти соответствующее отражение в ходе розыгрыша. Так, если командиром принято решение, полностью отвечающее обстановке, своевременно и четко поставлены задачи подчиненным войскам и приняты меры по обеспечению выполнения этого решения, то руководство и посредники должны дать подчиненным ему войскам успех в развитии боевых действий. При несвоевременной и нечеткой постановке боевых задач подчиненным войскам, а также при наличии ошибок со стороны обучаемых нужно в ходе розыгрыша показать, к каким отрицательным результатам могут привести их просчеты в реальной обстановке.

Отдаваемые в ходе учения командирами распоряжения должны также получать соответствующее отражение в работе концевых и других посредников.

Старшие посредники по родам войск лично и через посредников изучают, насколько правильно и умело командир дивизии (полка) использует подразделения и части родов войск и специальных войск.

Внимательно изучая работу слушателей, руководство и посредники выявляют и обобщают их успехи и недостатки, В конце учения производится разбор, на котором руководитель показывает слушателям тактический замысел учения, методические особенности разработки учения, анализирует действия управлений и отдельных слушателей. И наконец, ставит задачу по устранению в ходе последующей учебы выявленных недостатков.

На командно-штабных учениях представляются большие возможности для воспитания слушателей, выработки у них навыков оперативности в работе, решительности, смелости и т. д. Однако опыт показывает, что эти качества можно раз-нить у слушателей лишь в том случае, если учения проводятся в сложной обстановке, требующей от обучаемых большого напряжения, принятия смелых решений н настойчивого проведения их в жизнь. Если же обстановка создается простая, то от слушателей не потребуется ни напряжения усилий, ни мастерства, ни смелости.

В современных условиях командир будет вынужден управлять подчиненными войсками в сложной обстановке, оценивать ее по скупым (иногда противоречивым) сведениям, быстро принимать решения и доводить их до подчиненных. Обучать слушателей ориентироваться в сложной обстановке, смело и решительно действовать - задача очень важная.