SDR.KZ

Воспитание казахстанского патриотизма у курсантов-пограничников на примере жизни и деятельности Бауыржана Момышулы

Воспитание казахстанского патриотизма у курсантов-пограничников на примере жизни и деятельности Бауыржана Момышулы


Имя гвардии полковника Бауыржана Момышулы известно не только в нашей республике, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Народный батыр, герой Великой Отечественной войны, известный писатель, первый казахский военный ученый – так мы называем нашего легендарного земляка Бауыржана Момышулы.
Как ученый Бауыржан Момышулы сформировался в послевоенный период, но его военно-теоретическое наследие, как никогда, актуально сегодня. Именно военно-теоретическое наследие Бауыржана Момышулы должно стать военно-теоретической базой для военных кадров Республики Казахстан не только в области стратегии и тактики, но и в деле воспитания вооруженных защитников Отечества.
В своем военно-педагогическом наследии Момышулы показывает становление молодого человека как гражданина и воина, формирование в нем воинского характера, передает его внутренний мир и интеллектуальный облик, показывает воплощение дружбы народов.
Мысли Бауыржана Момышулы не потеряли смысла и в условиях реформирования Вооруженных Сил, где было допущено, на наш взгляд, немало просчетов и ошибок в воспитательной работе, о важности которой свидетельствуют указ Президента о создании института заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе и постановление «О мерах по укреплению воинской дисциплины и усилению борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах Республики Казахстан».
Одной из важнейших задач, выдвигаемых Президентом Республики Казахстан, как главой государства и Главнокомандующим Вооруженными Силами, о чем не раз он подчеркивал, является задача воспитания народа, в том числе и воинов Вооруженных Сил, в духе подлинного казахстанского патриотизма, настоящей гражданственности, что предполагает четкое политическое самоопределение личности, осознанный выбор своей Родины.
Он говорил: «Мы создали свою регулярную армию. Это сделано из необходимости сохранить свою свободу, оберегать свою землю. Если мы хотим, как говорится, удовлетворить дух наших героических предков, … готовы пролить кровь, отдать жизни ради великих целей, то мы обязаны считать защиту нашей Родины своим гражданским, сыновним долгом. Если не мы будем защищать свою независимость, свой суверенитет, то кто это будет за нас делать?»
Любовь к Родине, своему народу, родному языку, культуре, родной природе, родным местам уходит своими корнями в глубь истории и сливается у воинов с беззаветной преданностью Отечеству.
Настоящий патриот Родины все свои деяния, поступки оценивает главной меркой: как это дело служит Отечеству? Герой Советского Союза генерал-майор Петр Вершигора, автор романа «Люди с чистой совестью», говорил: «Нам известны военные подвиги Бауыржана Момышулы. Став писателем, он совершил второй подвиг. Оба подвига, на мой взгляд, равноценны». Книга «За нами Москва» начинается эпиграфом: «В этих записках я хотел поделиться не только опытом, но и рассказать о собственных ошибках». Эти слова могут быть сказаны только о патриоте и только патриотом.
Потрясает патриотическое поведение и тех, о ком он пишет. Недаром и в годы войны, и в послевоенный период записки Бауыржана Момышулы сыграли свою пропагандистскую роль в патриотическом воспитании молодежи. И сегодня они продолжают выполнять свою роль.
Жизнь идет вперед. И в области военно-патриотического воспитания возникают новые задачи. Сегодня воспитательную работу нужно вести с учетом ряда новых факторов, полнее учитывать те задачи, которые решаются в обществе. Офицерами-воспитателями и преподавателями для этого активно используются Концепции воспитательной и социально-правовой работы в органах национальной безопасности и Пограничной службы КНБ Республики Казахстан.
Проблемы военно-патриотического воспитания в Военном институте КНБ РК решаются в комплексе с другими воспитательными задачами, предусмотренными единым планом воспитательной работы с курсантами на весь период их обучения. Для целенаправленного формирования у курсантов морально-боевых качеств и патриотических чувств в Военном институте КНБ РК используются все звенья учебно-воспитательного процесса. Сердцевиной этой работы является, как известно, формирование у курсантов научного мировоззрения, качеств патриота Родины, осознающего и способного выполнять свой общественный долг. Это обязывает нас, преподавателей, стремиться не только к передаче знаний будущим офицерам, но и воспитывать у них высокие чувства и идеалы, побуждать молодых юношей к соответствующим поступкам.
Начинается военно-патриотическое воспитание курсантов первого курса с небольшой экскурсии по территории Военного института КНБ РК. Аллея Героев Советского Союза – выпускников учебного заведения, монумент «Памяти павших – будьте достойны!» оказывают огромное воспитательное воздействие, которое трудно переоценить, на начинающих курсантов. Руководство Военного института КНБ РК, преподаватели, проводящие с ними такую экскурсию, а затем и занятия, стараются подвести первокурсников к пониманию роли Военного института КНБ РК в жизни и истории Республики Казахстан, вызвать у них чувство гордости за свое учебное заведение, которому в декабре прошлого года исполнилось 70 лет.
Более глубоко с историей Военного института КНБ РК, героическими традициями, ратными подвигами его преподавателей и выпускников, курсанты знакомятся на лекциях и семинарских занятиях, на конференциях и в беседах, на встречах с ветеранами и тематических вечерах. Например, курс «Введение в специальность» открывается лекцией «Боевой путь и традиции Военного института КНБ РК».
И все же ведущую роль в приобретении курсантами основных теоретических знаний военно-патриотического характера, которые закладываются в фундамент научного мировоззрения будущих офицеров, играет изучение ими социально-политических и других гуманитарных дисциплин. Ведь от них, в первую очередь, зависит формирование личности офицера, его общая и военно-профессиональная культура. Они должны дать офицеру определенную сумму знаний о человеке и обществе, сформировать его мировоззрение, помочь ориентироваться ему в системе социальных, политических и правовых отношений в обществе. Их задача – воспитать у курсантов сознание гражданской ответственности, чувства долга и воинской чести. В нынешних условиях особенно важно помочь курсантам сохранить нравственные ориентиры, научить их анализировать социальные процессы и делать правильные выводы.
На занятиях по общевоинским и специальным дисциплинам основное внимание преподавателями уделяется формированию военно-патриотической направленности личности курсантов, выработки у них личной заинтересованности в освоении военной профессии и чувства ответственности за защиту государственных интересов на границах Республики Казахстан.
Большую помощь преподавателям в военно-патриотическом воспитании курсантов Военного института КНБ РК оказывают экспозиции музея, рассказывающие о семидесятилетней истории учебного заведения. На стендах музея – исторические документы, фотографии, подлинные вещи фронтовиков, письма, образцы оружия, с которым пограничники выполняли свой священный долг. Это первое направление работ.
Второе направление: непосредственная воспитательная работа с курсантами во внеучебное время, которая была направлена в этот период на подготовку к 10-летию независимости Республики Казахстан и 70-летию Военного института КНБ РК.
Огромное значение в патриотическом воспитании курсантов имеет пропаганда славных боевых традиций. «Благородная воинская традиция – это не мертвая реликвия прошлого, а боевое могучее оружие, выкованное и отточенное для великих битв настоящего и будущего», - подчеркивал Бауыржан Момышулы. Эти традиции складывались в ожесточенных сражениях, закалялись и приумножались в огне войн с врагами нашей Родины, а также в годы мирного строительства при охране государственных границ. Однако жизнь требует сегодня создания новой Концепции военно-патриотического воспитания с учетом исторических и национальных традиций. В их основе, на наш взгляд, должны быть заложены формирование у курсантов гражданского самосознания, ответственность за судьбу Родины, верности конституционному и служебному долгу; воспитание высоких нравственных качеств; привитие уважительного отношения и особого почитания государственных символов; воспитание в духе неуклонного выполнения требований военной присяги и воинских уставов. «Устав для любого военнослужащего – закон, основа поведения, так как в условиях армии без закона и шагу шагнуть практически нельзя», – неоднократно повторял Бауыржан Момышулы.
Особое место в деятельности офицеров Военного института КНБ РК занимает формирование в каждом подразделении обстановки организованности и дисциплины, четкого порядка, непримиримости к проступкам и правонарушениям. И вновь уместны слова Бауыржана Момышулы, который говорил: «Без причины ничего не совершается. Всякие проступки должны быть предупреждены путем здравого анализа, своевременного выявления и устранения причин, порождающих их. В каждом воинском коллективе должно быть нетерпимое отношение к недисциплинированности. Ни один проступок не должен оставаться без дисциплинарного воздействия, ибо недисциплинированность одного может иметь тяжелые последствия для многих ни в чем не повинных честных воинов. Поэтому проявление всякой недисциплинированности еще в зародыше должно быть устранено».
Однако далеко не всегда и не во всех подразделениях военно-патриотическая работа ведется системно и целенаправленно. Кое-где она проводится формально, стихийно, в виде кампании или отдельных мероприятий, не дифференцируется в зависимости от уровня подготовленности курсантов разных курсов. Воспитательные задачи при этом решаются не комплексно, деятельность участвующих в ней преподавателей с командирами подразделений не координируется.
Поэтому одно из основных направлений повышения эффективности воспитательного процесса и в интересующей нас области воспитания в частности – согласованная, скоординированная педагогическая деятельность всех преподавателей и воспитателей. Тогда не будет после первого и второго курсов рапортов от курсантов с ходатайством об отчислении из института с формулировкой: «ошибся в выборе профессии». Это особенно важно в условиях Военного института КНБ РК, где воспитательный процесс осуществляется многопланово и на различных уровнях.
Четкое знание целей и задач воспитания, в том числе и военно-патриотического, позволяет командованию института, офицерско-преподавательскому составу решить и такую сложную задачу, как педагогическое проектирование качеств личности нашего курсанта, будущего офицера в стратегическом плане. Зная психолого-педагогические особенности каждого воспитанника, условия их обучения, службы, быта, отдыха, можно составить программу работ с учетом особенностей не только различных категорий военнослужащих по курсам, но и каждого курсанта в отдельности.
В заключение отметим, что главный смысл всей военно-патриотической работы преподаватели Военного института КНБ РК видят в том, чтобы, следуя заветам Бауыржана Момышулы, помочь курсантам определить свое место в повышении оборонной мощи Республики Казахстан, чтобы воспитать у каждого готовность встать с оружием в руках на защиту Родины.