SDR.KZ

Анатомия как наука и ее методы

Анатомия как наука и ее методы

 

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией окружающей организм средой.

Анатомия стремится не только описывать факты,  но и обобщать их, стремится выяснить не только как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Учитывая, что живой организм человека есть целостная система, то анатомия изучает организм не как простую механическую систему составляющих его частей, не зависимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Организм человека не представляет собой нечто застывшее, отлитую в одну совершенно законченную форму, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

  1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных – филогенез (от – род, развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сопоставляет строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, учитывая принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.
  2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества – антропогенез (от – человек). Для этого используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии – науки о человеке.
  3. Рассматривается процесс развития индивида – онтогенез (от – особь) в течение всей его жизни: утробной, эмбриональной (эмбриогенез), и внеутробной, постэмбриональной от рождения до смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (от – зародыш) и возрастной анатомии. Последний период онтогенеза – старение – составляет объект геронтологии – науки о старости.

Учитывается также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографическое взаимоотношение.

В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.

В организме нет структур, не выполняющих какую-нибудь функцию, так же как нет функций, не связанных в какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в непрерывной связи с их функциями, что составляет ее функциональную черту.

Кроме  того, описание организма в анатомии стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт (описательная черта)

Таким образом, описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии, а главнейшей чертой является ее действенность, то есть не пассивное созерцание и описание строения организма, а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимым для благоприятного развития человека.

Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональные черты дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия решает все три задачи и является наукой с большими перспективами.

В системе единой анатомии человека существует ее разновидности:

  • систематическая анатомия изучает целостный организм по системам, искусственно расчленяя его на части;
  • топографическая анатомия рассматривает пространственное соотношение органов в различных областях тела;
  • хирургическая анатомия имеет непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии;
  • динамическая анатомия рассматривает анатомию опорно-двигательного аппарата, что важно для подготовки спортсменов;
  • пластическая анатомия является прикладной для художников и скульпторов и изучает внешние формы и пропорции тела;
  • анатомия живого человека необходима врачу, который имеет дело с живым человеком;
  • рентгеноанатомия позволяет видеть все органы и системы живого человеческого организма.

Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными других наук. Так, являясь частью живой природы, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Для связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии –науки о жизнедеятельности организма. Анатомия тесно связана с наукой о тканях – гистологией, а также наукой о клетке – цитологией. На стыке цитологии и химии развилась новая наука – цитохимия. В результате, строение человеческого организма изучается на уровнях:

  • систем органов и органов
  • тканей;
  • клеток;
  • молекул живой материи.

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология вместе составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (от – форма).

 

Методы анатомического исследования.

Анатомия располагает набором различных методов исследования человеческого тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. К ним относятся:

  • метод препарирования, рассечения, применяющийся при изучении внешнего строения и топографии крупных образований;
  • метод инъекции, сочетающийся с рентгенографией;
  • коррозионный метод для получения слепков изучаемых образований;
  • метод распила («пироговские срезы»);
  • метод гистотопографии;
  • гистологические и гистохимические методы;
  • метод электронной микроскопии, дающий как бы объемное изображение объекта исследования;
  • метод вымачивания трупов в воде или специальной жидкости.

 

Выше перечисленные методы применяются только при работе с трупом.

На живом человеке применяются:

  • рентгенография;
  • эндоскопия;
  • соматоскопический (визуальный) метод;
  • антропометрический метод.

Новейшими методами рентгенологического исследования являются:

  1. Электрорентгенография, позволяющая получать рентгеновские изображения мягких тканей, которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как не задерживают рентгеновские лучи.
  2. Томография, с помощью которой можно получать изображение задерживающих рентгеновские лучи образований, лежащих в заданной плоскости.
  3. Компьютерная томография, дающая возможность видеть на экране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений.
  4. Рентгеноденсиметрия позволяет прижизненно определять количество минеральных солей в костях.

Многие вопросы анатомии решаются в экспериментах на животных, которые играют большую роль в познании строения и функций, как отдельных органов, так и организма в целом.

История анатомии в современной литературе ведет свой отчет от эпохи рабовладельческого строя из Древней Греции. Под влиянием философских взглядов Демокрита и Гераклита формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.

Так, знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (60-377 гг. до н.э.) учил, что основу строения организма составляет четыре «сока»: кровь, слизь, желчь и черная желчь. От преобладания одного из этих «соков» зависят и виды темпераментов человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же «соков» тела. Гиппократа считают отцом медицины, но большое значение предавал изучению анатомии, считая ее первоосновой медицины.

Платон (27-37 гг. до н.э.) считал, что организм человека управляется не мозгом, а тремя видами «души», или «пневмы», помещающимися в трех главнейших органах тела – мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Аристотель (38-323 гг. до н.э.) считал, что «душа» находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Аристотель явился  зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии.

Клавдий Гален (130-201 гг. н.э.) был выдающимся философом, биологом, врачом и анатомом. Человеческий организм он исследовал путем наблюдения над больными и вскрытия трупов животных. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. В течение всего средневековья в основе медицины лежала анатомия и физиология Галена.

После крещения Руси вместе с православием в ней  распространилась византийская культура и была создана монастырская медицина, которая пользовалась лучшими творениями античной науки.

Положительную роль в преемственности античной науки сыграл мусульманский Восток. Так, Ибн Сина, или Авиценна (980-1037 гг.) написал «Канон медицины» (около 1000 г.), который содержит значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, и к которым Ибн Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердце, мозг, печень и яичко (четырехугольник Авиценны). «Канон медицины» явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, по нему учились врачи Востока и Запада вплоть до XVII столетия.

Ибн-ан-Надис из Дамаска (XIII в.) впервые открыл легочный круг кровообращения.

Большой вклад в развитие научной анатомии внесли Леонардо да Винчи (152-1519 гг.), Андрей Везалий (1514-1564 гг.) и Вильям Гарвит (1578-1657 гг.).

В старейшем университете Венеции, основанном в 122 году, образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) и был выстроен (в 190 г.) первый в Европе анатомический центр.

Везалий, Фаллопий (1523-1562 гг.) и Евстахий (1510-157 гг.) построили в XVI веке через свои анатомические открытия, изложенные в произведениях «О строении тела человека в семи книгах» (Везалий), «Анатомические наблюдения» (Фаллопий) и «Руководство по анатомии» (Евстахий) прочный фундамент описательной анатомии.

Очень много проблем было связано с кровообращением. У истоков открытия кровообращения стояли итальянец Реальд Коломбо (1516-1559 гг.), испанец Мигуэль Сервет (1509-1553 гг.), Иероним Фабриций (1537-1669) и другие. Результатам всех исследований Гарвей изложил  в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г.), где он утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки. Этот труд создал новую эпоху в медицине.

Открытие Гарвея было подтверждено Марчелло Мальпиги (1628-169 гг.), когда был изобретен микроскоп, и возникла микроскопическая анатомия. А.М.Шумлянский (178-1795 гг.) впервые показал, исследовав строение почек, что кровеносная система замкнута и этим окончательно «замкнул» круг кровообращения.

В XIX веке появилось новое учение – дарвинизм, положившее начало эволюционной морфологии.

Дарвинизм был подготовлен всем ходом предшествовавшей науки, в первую очередь эмбриологии и сравнительной анатомии. Российский академик К.Ф.Вольф (1733-1794 гг.) показал, что в процессе эмбриогенеза органы возникают и развиваются заново.

Французский естествоиспытатель Ламарк (177-1828 гг.) в своем сочинении «Философия зоологии» (1809 г.) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды.

Русский академик К.М.Бэр (1792-1876 гг.) открыл яйцеклетку млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках.

Гениальный английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.) в своем, сделавшим эпоху, произведении «Происхождение видов» (1859 г.) доказал единство животного мира и пришел к заключению, что человек произошел, вместе с современными антропоморфными обезьянами, от вымершей теперь формы высокоразвитых человекообразных обезьян.

Благодаря трудам русских ученых братьев А.О. и В.О.Ковалевским, И.М.Сеченову, И.И.Мечникову, К.А.Тимирязеву, А.Н. Северцову и других дарвинизм в России нашел свою вторую Родину.

Эмбриологические исследования ученых нашли свое выражение в так называемом биогенетическом законе («онтогенез повторяет филогенез»), который был углублен А.Н.Северцовым. Он показал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, является создателем эволюционной морфологии.

В России вплоть до XVII века светской медицинской школы не существовало, и медицина развивалась в монастырях (монастырская медицина). В 1620 году было учреждено первое медицинское управление – Аптекарский приказ, а при нем в 165 году – первая медицинская школа.

В начале XVIII веке в России началась эпоха Петра I, который сам интересовался анатомией, обучаясь во время своих поездок в Голландию у знаменитого анатома Рюйна. У него же он приобрел коллекцию анатомических препаратов, которые, вместе с собранными по указу Петра I уродами («монстрами»), послужили основанием для создания в Петербурге первого естественно-научного музея – «Кунсткамеры натуральных вещей» (музея естественных редкостей).

В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия наук, в которой анатомия получила прочный фундамент своего развития. Первым русским академиком-анатомом был ученик М.В.Ломоносова А.П.Протасов (172-1796 гг.). Развитию анатомии содействовали К.И.Щелин, М.И.Шеин, П.А.Загорский, И.В.Буяльский и др.

В 1798 году была учреждена Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия, ныне Военно-медицинская академия.

Во второй половине XIX века в медицине сложилось передовое направление, названное нервизмом.

Нервизм – это концепция преимущественного значения нервной системы в регулировании физиологических функций и процессов жизнедеятельности организма человека.

Нервизм, говорил И.П.Павлов, - это «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма» (Павлов И.П. Полн.собр.соч., 1951, Т.1., с. 197).

В 1950 году идея нервизма была необоснованно абсолютизирована и сведена исключительно к регуляторному воздействию коры головного мозга на жизненные функции. Это привело к недооценке или принижению роли других регуляторных механизмов. В настоящее время общепризнанными являются представления о взаимодействии нервной регуляции (при сохранении ее ведущего начала) и гумарально-гормональных факторов – нейрогумаральная регуляция.

Большой вклад в анатомию мозга внесли В.А.Бец (183-189 гг.), Д.Н.Зернов (1843-1917 гг.), В.М.Бехтерев (1857-1927 гг.), И.П.Павлов и др.

Таким образом, в начале XX столетия, уровень биологии и медицины в России был достаточно высоким. В анатомии сложились несколько передовых направлений: 1) функциональное; 2) прикладное; 3) эволюционное. К этому времени имелось в России всего 13 анатомических кафедр.

В годы советской власти анатомия обрела новую жизнь и прочно встала на ноги. К числу наиболее выдающихся анатомов относятся В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Г.М.Иосифов, Н.К.Лысенков, М.Г.Привес, Д.М.Голуб и другие.

На сегодня подготовка медицинских специалистов у нас в Республике ведется в шести университетах и академиях по восьми медицинским специальностям (лечебное дело, педиатрия, гигиена и эпидемиология, стоматология, формация, сестринское дело, восточная медицина и медико-биологическое дело), включенным в Государственный образовательный стандарт –Классификатор специальностей высшего образования Республики Казахстан.